вторник, 2 февраля 2010 г.

Я долго задавала себе вопрос. Что же такое ответственость? И работая с людьми получила ответ. Ихочу с вами поделится своими выводами.
Как же все все-таки обнаружить наличие ответственности? Думаю, что есть показатель, который дает возможность зафиксировать ответственность как особое явление. Таким показателем является феномен ошибки. Животное не делает ошибок, следуя биологически заложенной программе. Человек есть существо рискующее и ошибающееся. Поэтому можно сказать, что исторически ответственность как атрибут человека появилась тогда, когда создалась возможность ошибки в выборе решения и в средствах достижения цели.
Долгое время человек всячески «уходил» от такой ситуации, «передоверяя» свой атрибут различным природным, мифическим, социальным и другим внешним силам. Даже сейчас люди, берущие на себя высокую ответственность, представляются в собственных глазах и в представлениях других людей какими-то необычными существами. Следовательно, наличие ответственности как атрибута человека до сих пор является проблемой и требуется немало условий и усилий со стороны общества, чтобы такой атрибут сложился. Более привычно уходить от ответственности.
Итак, как это ни странно и, одновременно, банально звучит, право на ошибку есть один из истоков ответственности человека. Повторюсь: животное не совершает ошибок. Но, совершая ошибку, человек становится виноватым, переживая (в форме греха, раскаяния и угрызения совести) свою вину как следствие недостаточно соответственного вызову времени поступка.
В этой недостаточности соответствия поступка вызову внешнего миру есть исток, как ответственности, так и истины. Человек – единственно ответственное в своих действиях существо в мире, завоевывая себе право на истину. А где истина, там и разум, противостоящий неразумию. С этой точки зрения быть ответственным, значит, быть разумным, так как для ответственного поступка необходимы истинные знания. И наоборот: разумность определяется не способностью к восприятию и переработки огромного массива информации, а способностью совершать ответственные поступки.
По своему содержанию ответственность может представляться как духовная деятельность по достижению соответствия между собой и другими людьми; соответствия между собой, как части мира, и мира в целом. Мир требует от человека соответствующих действий и «наказывает» его, если тот ошибается. Главным «орудием» такого вписывания атрибутом в этом случае разум. Именно за разумный характер своего включения в мир и его адекватность человек отвечает всем своим существом, содержанием всей своей жизни. Если этого нет, то становление человека имеет незавершенный характер. Причем это завершение своего адекватного бытия в мире человек должен достичь сам, понимая свое призвание в мире.
С этой стороны ответственность как целостная, завершенная форма бытия человека есть способность принять на себя бремя свободы, способность, всегда имеющая определённую меру. Ответственность выступает как зависимость человека от самого себя в определении этой меры. В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ ЧЕЛОВЕК ОТВЕЧАЕТ, ПРЕЖДЕ ВСЕГО, ЗА ТО, КАКУЮ СТЕПЕНЬ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ОН БЕРЕТ НА СЕБЯ. СОВРЕМЕННАЯ ФОРМА ОТВЕТСТВЕННОСТИ ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ ТЕМ, ЧТО ОНА РАСПРОСТРАНЯЕТСЯ НА САМУ СЕБЯ: ЧЕЛОВЕК ОТВЕЧАЕТ ЗА СОДЕРЖАНИЕ СВОЕЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ, ЗА ЕЕ МЕРУ. ПРИ ОТСУТСТВИИ ТАКОЙ ОТРАЖЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЧЕЛОВЕКА КАК АТРИБУТ СТАНОВИТСЯ АРХАИЧНЫМ, ИЛИ ИСЧЕЗАЕТ ВООБЩЕ. ЧЕЛОВЕК ЕСТЬ НЕ ТОЛЬКО ЕДИНСТВЕННО ОТВЕТСТВЕННОЕ СУЩЕСТВО В МИРЕ, НО И ТАКОЕ СУЩЕСТВО, КОТОРОЕ МОЖЕТ СВОЙ ГЛАВНЫЙ, ЗАВЕРШАЮЩИЙ ЕГО СТРУКТУРУ АТРИБУТ УТРАТИТЬ.

1 комментарий:

  1. и в первую очередь необходимо брать ответственность на себя за свою жизнь )))
    да, ошибки будут, именно по этому необходимо их анализировать и осознавать, что это не стечение обстоятельств, а выбор своих собственных мыслей и действий )

    ОтветитьУдалить